1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В мировой торговле уже многие годы происходит бурный рост, вызванный диверсификацией хозяйственных связей, повышением темпов производства, увеличением товарного ассортимента, углублением международного разделения труда и транснациональной кооперации. Развиваются логистические цепи – пути доставки товаров от производителей до посредников и потребителей становятся все более эффективными. В этих условиях важнейшей задачей государства является обеспечение экономической безопасности. Ведущую роль в решении этой задачи играет таможенный контроль.
В то же время активная интеграция России в мировое сообщество и переход на международные нормы и стандарты способствуют сокращению сроков и объемов таможенных процедур, изменению подхода к организации и проведению таможенного контроля. Реализация международных норм и стандартов, заложенных в Таможенном кодексе РФ, привела в России к изменениям таможенных процедур на этапе оформления товаров, а именно: среднее время таможенного оформления сократилось более чем в 3 раза, в том числе за счет сокращения объема таможенного контроля. Предусматривалось, что часть контрольных мероприятий должна осуществляться после выпуска товаров в обращение на территорию России. Однако в связи с отсутствием четкого механизма и методик проведения посттаможенного контроля его результативность находится на низком уровне. Свидетельством этому служит тот факт, что, по данным ФТС России, не менее 10 процентов внешнеторгового оборота находится в тени.
Для изменения ситуации в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации определено одним из приоритетных направлений – усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенную территорию Российской Федерации, что будет способствовать целостности контрольных действий таможенных органов и улучшит дисциплину по соблюдению налогового и таможенного законодательства участниками ВЭД. При этом для качественного проведения посттаможенного контроля должен быть разработан соответствующий научно-методический аппарат.
Недостаточная изученность и отсутствие методик, обеспечивающих осуществление посттаможенного контроля, возросшая практическая необходимость повышения результативности его проведения обусловили актуальность исследования.
Степень разработанности темы. Анализ исследований в области теории и практики проведения финансового контроля показал, что в настоящее время вопросы организации, регулирования и проведения контрольной деятельности, ее дальнейшее совершенствование в России в условиях формирования рыночной экономики находятся в центре внимания целого ряда представителей науки и практики, а именно:
В.В. Бурцева, Е.М. Гутцайта, Ю.А. Данилевского, Л.А. Поповой, Г.М. Пупко, В.П. Суйца, А.Д. Шеремета, С.М. Шапигузова, С.О. Шохина и др. Однако работы перечисленных авторов имеют преимущественно теоретический характер.
В период бурного развития внешнеэкономической деятельности актуализировались проблемы совершенствования форм и методов таможенного контроля. Теоретические и практические аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности стали объектом исследований российских ученых, в том числе С.В. Барамзина,
Н.М. Блинова, Л.А. Лозбенко, Е.П. Луневой, В.В. Макрусева,
В.Ю. Мелихова, Г.Г. Мокрова, В.В. Соловьева и др.
Несмотря на значительную теоретическую и методологическую базу, вопросы посттаможенного контроля являются наименее изученными.
Объектом исследования является таможенный контроль.
Предмет исследования – методическое обеспечение посттаможенного контроля.
Цель исследования заключается в повышении результативности таможенного контроля.
Научная задача исследования состоит в развитии научно-методического аппарата посттаможенного контроля.
Решение общей научной задачи, как показали проведенные в диссертации исследования, обеспечивается решением частных задач.
1. Определение роли и места посттаможенного контроля в системе государственного контроля.
2. Анализ методических основ посттаможенного контроля в России и за рубежом, выявление их недостатков.
3. Разработка направлений совершенствования методических основ посттаможенного контроля.
4. Совершенствование посттаможенного контроля на базе новых принципов его организации.
5. Разработка методик посттаможенного контроля:
- методики оценки деятельности складов временного хранения;
- методики оценки участников ВЭД, претендующих на применение специальных упрощенных процедур;
- методики определения перечня участников ВЭД, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме.
Теоретическую основу исследования составили положения научных трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области теории государственного финансового контроля, таможенного контроля, управления народным хозяйством, аудита. При работе над диссертацией соискатель опирался также на положения Киотской конвенции, Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, законодательных актов, нормативных правовых документов таможенных органов.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы: логическое моделирование, сравнительный анализ и синтез, а также метод экспертного ранжирования факторов.
Информационной базой исследования послужили нормативные правовые акты России, статистические и аналитические материалы ФТС России, Минэкономразвития России, справочные сведения о работе подразделений таможенной инспекции, монографии, статьи, научные отчеты, размещенные на Web-страницах ведущих научно-исследовательских центров, вузов, издательств России, ассоциаций, материалы научных конференций.
Общая методическая схема исследования представлена на рисунке 1.
Научная новизна результатов заключается в разработке теоретических положений, принципов и методик посттаможенного контроля, основанных на принципах и аналитических процедурах аудита, обеспечивающих повышение качества и результативности таможенного контроля после выпуска товаров на территорию России.
Наиболее существенные новые научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту.
1. Понятийный аппарат посттаможенного контроля, включающий понятие «таможенный аудит».
2. Механизм посттаможенного контроля, созданный на базе зарубежного опыта и новых принципов его организации.
3. Комплекс методик посттаможенного контроля, включающий:
- методику оценки деятельности складов временного хранения;
- методику оценки участников ВЭД, претендующих на применение специальных упрощенных процедур;
- методику определения перечня участников ВЭД, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме. Комплекс методик отличается единым подходом к проведению посттаможенного контроля, позволяет сделать таможенным органам научно обоснованный вывод о сокращении для участников ВЭД объема таможенных процедур, оценить деятельность участников ВЭД и складов временного хранения.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в формировании теоретических положений и методических основ посттаможенного контроля с учетом отечественного и зарубежного опыта, которые могут быть применены для дальнейших исследований по повышению эффективности посттаможенного контроля.
Практическая значимость. Разработанные в настоящей диссертации методики способствуют решению определенных Концепцией развития таможенной службы Российской Федерации задач в части усиления посттаможенного контроля товаров и повышения эффективности таможенного администрирования.
Методика оценки деятельности складов временного хранения позволяет таможенным органам:
1) осуществлять отбор владельцев СВХ, у которых подлежит отзыву Свидетельство владельца СВХ;
2) обосновывать частоту проведения проверок СВХ;
3) объективно осуществлять отбор СВХ, подлежащих акционированию государством.
Методика оценки организаций, претендующих на применение специальных упрощенных процедур, позволяет сделать научно обоснованное заключение о возможности участником ВЭД в случае установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления надлежащим образом исполнять свои обязанности.
Методика определения перечня участников ВЭД, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме, позволяет таможенным органам сделать аргументированный вывод о возможности включения участников ВЭД в указанный перечень.
Содержащиеся в работе теоретические выводы и научно-практические рекомендации могут быть использованы:
- в деятельности ФТС России при организации работы подразделений, осуществляющих посттаможенный контроль;
- при подготовке специалистов в области таможенного дела в рамках учебного процесса Российской таможенной академии и других высших учебных заведений, а также для повышения квалификации должностных лиц таможенных органов.
Внедрение результатов диссертационного исследования позволит таможенным органам повысить результативность их деятельности за счет сокращения объемов таможенных процедур в отношении добросовестных участников ВЭД и усиления таможенного контроля в отношении организаций, в чьих действиях возможна высокая вероятность нарушения законодательства.
Результаты данного исследования могут быть учтены при подготовке нормативных актов в области таможенного законодательства, аудита, использованы в работе не только таможенными, но и налоговыми органами, аудиторскими организациями при подготовке внутрифирменных стандартов аудита для предприятий, осуществляющих ВЭД.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертационного исследования докладывались на следующих конференциях и научно-практических семинарах: «Таможня – 2004: сквозь призму экономики и права» (ноябрь 2004 года), «Основные аспекты развития таможенного дела на современном этапе» (ноябрь 2005 года).
Результаты исследования реализованы:
- в Домодедовской таможне и могут быть рекомендованы для использования на практике в других таможенных органах при проведении посттаможенного контроля в отношении организаций, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу, что позволит таможенным органам повысить результативность своей деятельности;
- при проведении учебных занятий в группах дополнительного профессионального образования в Домодедовской таможне;
- при проведении учебных занятий в ГОУ ВПО «Российская таможенная академия» по дисциплине «Организация и проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД».
Публикации. По теме диссертации автором опубликованы 4 работы в сборниках и научных изданиях. Общий объем публикаций – 2,0 п.л. (список публикаций приводится в заключительной части автореферата).
Объем, структура и логика работы. Диссертация выполнена на 151 странице машинописного текста, в работе 10 таблиц, 7 рисунков. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Структура диссертации
Введение
Глава 1. Методические основы посттаможенного контроля в России
1.1. Роль и место посттаможенного контроля в системе государственного контроля.
1.2. Анализ методического обеспечения посттаможенного контроля: зарубежный опыт.
1.3. Анализ методических основ посттаможенного контроля в России, выработка направлений их совершенствования.
Глава 2. Совершенствование методических основ посттаможенного контроля
2.1. Совершенствование механизма посттаможенного контроля.
2.2. Сущность проведения таможенного контроля, основанного на процедурах аудита.
2.3. Механизм проведения таможенного контроля, основанного на процедурах аудита.
Глава 3. Разработка методик посттаможенного контроля
3.1. Разработка методики оценки деятельности складов временного хранения.
3.2. Разработка методики оценки участников ВЭД, претендующих на применение специальных упрощенных процедур.
3.3. Совершенствование методики определения перечня лиц, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме.
Заключение
Список литературы
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы его цель и задачи, раскрыта степень изученности проблемы, определены объект и предмет исследования, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
В ходе проведенного в первой главе диссертации анализа автор установил, что осуществление экономических реформ в России при отсутствии правильной и четкой стратегии реформирования органов контроля, непоследовательности действий и прямых ошибок привело к ликвидации старой системы и созданию малоэффективной новой системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, одной из составляющих которой является таможенный контроль. В результате на российский рынок проникают недоброкачественные импортные товары, а сумма неуплаченных в доход государства таможенных пошлин и налогов составила в 2005 году около 9 млрд. долл. США. Это является прямой угрозой финансовой безопасности государства, в частности бюджетно-налоговой сфере.
Анализ показал, что причины заключаются в непринятии должных мер со стороны таможенных органов по контролю таможенной стоимости, заявляемой участниками ВЭД, существовании расхождений между налоговым и таможенным законодательством, низкой результативности посттаможенного контроля.
В ходе исследования установлено, что активная интеграция России в мировое сообщество и переход на международные нормы и стандарты осложняют проведение таможенного контроля, поскольку требуют сокращения сроков и объемов таможенных процедур. Поэтому возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.
В результате исследования выявлено, что в качестве основы совершенствования таможенного контроля должны быть использованы принципы, определенные в Рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией и одобренные Федеральной таможенной службой, а также рекомендации Киотской конвенции. Эти принципы заключаются в обеспечении безопасности государства и развитии торговли. Для их реализации необходимо перенести центр тяжести на посттаможенный контроль, в основе которого лежит контроль, базирующийся на процедурах аудита.
Анализ показал, что посттаможенный контроль придает целостность контрольным действиям таможенных органов и улучшает дисциплину по соблюдению налогового и таможенного законодательства участниками ВЭД. С другой стороны, постконтроль позволяет оказывать содействие участникам ВЭД путем сокращения времени и объема таможенных процедур.
При проведении анализа методических основ, под которыми подразумеваются принципы, процедуры, методики и механизм реализации посттаможенного контроля в России, выявлены существенные недостатки.
1. Порядок организации посттаможеного контроля не обеспечивает результативности его проведения.
2. Методики посттаможенного контроля не позволяют выявлять нарушения, осуществлять объективную оценку деятельности участников ВЭД.
3. Организация подготовки кадров не способствует постоянно повышать профессиональный уровень проверяющих.
4. Нормативная правовая база не обеспечивает качественное проведение посттаможенного контроля.
Проведенный анализ позволил сформулировать принципы посттаможенного контроля. В их основе лежат принципы государственного финансового контроля и аудита, а именно:
- законности;
- объективности и независимости;
- непрерывности;
- системности;
- плавности и согласованности;
- эффективности;
- конфиденциальности информации;
- профессионализма и компетентности.
Целью посттаможенного контроля является обеспечение соблюдения законодательства.
Для реализации цели и принципов посттаможенного контроля необходимо разрабатывать методики выявления правонарушений и методики, позволяющие сократить для участников ВЭД объем проведения таможенных процедур, то есть методики, направленные не только на поиск нарушений, но и на содействие внешней торговле.
Таможенным органам необходимо стимулировать проверяемого к проведению внутреннего контроля.
Посттаможенный контроль должен обеспечивать комплексное управление всей цепью поставок товаров, поэтому нужно, чтобы он представлял собой единый комплекс проверочных мероприятий. Для этого необходимо создать единую систему планирования, которая основывалась бы на расчете трудозатрат, чтобы наиболее эффективно распределять ресурсы таможенных органов и получать лучшие результаты.
Для обеспечения результативности проверочных мероприятий требуется взаимодействие с таможенными, налоговыми и иными контролирующими органами. При проведении посттаможенного контроля должно быть активное взаимодействие с проверяемыми лицами.
Результаты посттаможенного контроля могли бы иметь широкое применение для принятия управленческих решений.
Таможенные органы должны переходить от тотального таможенного контроля за передвижением товаров к таможенному контролю, основанному преимущественно на процедурах аудита. Такой контроль позволит проводить финансовый анализ, который осуществляется на основе данных бухгалтерской отчетности, предназначен для получения ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, на основе которых можно судить о возможности организации выполнять обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, штрафов перед таможенными органами. Также такой контроль позволит таможенным органам управлять увеличивающимся объемом внешней торговли при ограниченных собственных ресурсах.
Для реализации принципов посттаможенного контроля должен быть разработан его механизм и соответствующие методики.
В результате проведенного анализа во второй главе диссертации разработан механизм посттаможенного контроля, который включает в себя несколько элементов.
1. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления посттаможенного контроля.
2. Проверку таможенными органами хозяйствующих субъектов после выпуска товаров.
3. Порядок взаимодействия, в том числе и с другими контролирующими органами, таможенными службами иностранных государств, участниками ВЭД.
4. Информационные ресурсы, которые формируются за счет деятельности подразделений, осуществляющих посттаможенный контроль, обмена информацией с контролирующими органами (ФНС, МВД, ФСБ, МЭРТ и др.), таможенными службами иностранных государств, участниками ВЭД.
5. Систему управления рисками.
6. Подготовка кадров для осуществления посттаможенного контроля.
7. Структуру управления посттаможенным контролем.
Взаимодействие элементов системы составляет ядро ее механизма (рис. 2).
Ключевым элементом посттаможенного контроля является проверка таможенными органами хозяйствующих субъектов после выпуска товаров. Она состоит из подготовительного, исследовательского и этапа оформления результатов.
На подготовительном этапе должен быть осуществлен сбор информации об объекте проверки, решены организационные вопросы. На исследовательском этапе осуществляется анализ полученной информации, формирование плана и проведение проверочных мероприятий. На заключительном этапе осуществляется оформление результатов и принятие решения по выявленным недостаткам. Результаты должны быть занесены в базу данных, которую необходимо использовать при принятии различного рода решений.
Исследования показали, что необходимо усовершенствовать порядок взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими органами, а также осуществлять взаимодействие с таможенными службами иностранных государств и участниками ВЭД.
Взаимодействие с контролирующими органами, в первую очередь с налоговой службой, предполагает привлечение специалистов этих государственных органов для проведения совместных проверок, а также планирование проверочных мероприятий на основе обмена предложениями по включению участников ВЭД в план проверок. Это позволит:
1) сократить административную нагрузку на участников ВЭД;
2) повысить качество проведения проверок;
3) сократить затраты на проведения проверок;
4) создать общую базу данных о результатах проверок.
Анализ показал, что для наиболее эффективной работы необходимо также обмениваться информацией и осуществлять совместные действия с таможенными органами других стран, при этом основными направлениями взаимодействия являются:
1) получение предварительной информации о товаре и транспортном средстве до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;
2) обмен оперативно значимой информацией;
3) проведение совместных или встречных проверок.
Основные направления взаимодействия с участниками ВЭД:
1) получение предварительной информации о товаре и транспортном средстве до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации для глубокого анализа;
2) получение ценовой информации о производимой продукции;
3) получение сведений о присутствии на рынке товаров, реализуемых по ценам, значительно ниже сложившихся.
Помимо активного взаимодействия, исследования выявили необходимость совершенствования форм таможенного контроля.
В результате анализа существующих форм таможенного контроля установлено, что они направлены на контроль товаров и не позволяют в полной мере осуществлять финансовый анализ деятельности организаций, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу. Поэтому предложена новая форма таможенного контроля, которая основана на процедурах аудита.
Таможенный аудит – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых таможенными органами, по оценке финансовой деятельности организаций, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу, в целях обеспечения соблюдения законодательства. Цель таможенного аудита заключается в выявлении нарушений законодательства РФ и международных договоров РФ, отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов эффективности деятельности на возможно более ранней стадии, а также содействии осуществлению внешнеэкономической деятельности.
Ключевые принципы таможенного аудита.
Принцип объективности и независимости. Процесс выбора объекта контроля, проведения проверки и объяснения результатов таможенного аудита должен основываться на сопоставлении проверенных фактов с положениями нормативных правовых актов.
Принцип профессионализма и компетентности заключается в том, что проверяющий должен обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности, знаний и навыков, иметь безупречную репутацию.
Принцип конфиденциальности информации, полученной в ходе проверок. Любая информация, полученная таможенными органами в ходе проверки, может использоваться исключительно в таможенных целях.
Принцип эффективности проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданных условий, причин и виновников этих отклонений, а также оперативности в исправлении отрицательных результатов и возмещении материального ущерба.
Следует отметить, что, несмотря на существующую связь между аудитом и таможенным аудитом, данные понятия не следует отождествлять друг с другом. Помимо общего данные процессы имеют достаточно много отличий как стратегического, так и тактического характера.
1. Практические задачи, решаемые таможенным аудитом, заключаются в обеспечении соблюдения запретов и ограничений, наполнении бюджета, предупреждении правонарушений, а в процессе аудита – выполнении требований законодательства, привлечении новых источников финансирования.
С помощью аудита клиенты компании получают подтверждение реальности опубликованных данных о деятельности компании, а с помощью таможенного аудита таможенные органы получают подтверждение соблюдения таможенного законодательства.
2. Таможенный аудит устанавливает законность совершаемых операций и отсутствие нарушений в действиях хозяйствующих субъектов, а аудит – истинность информации в бухгалтерской отчетности клиента.
3. Основания для проведения таможенного аудита – таможенное законодательство, для аудита – договорные отношения.
4. Финансирование таможенного аудита осуществляется из бюджета государства, а аудита – за счет проверяемого лица.
Также определены основные отличия таможенного аудита от таможенной ревизии.
1. В определении таможенного аудита не оговариваются методы его проведения, что позволяет использовать самый широкий диапазон методов и приемов проведения таможенного аудита. Определение таможенной ревизии, напротив, содержит конкретный и единственный метод выявления нарушений российского законодательства – это несоответствие сведений, заявленных при таможенном оформлении, данным бухгалтерского учета проверяемого лица.
2. Таможенный аудит – комплекс мероприятий по оценке деятельности организации. Это означает, что контроль за участниками ВЭД и товарами осуществляется постоянно. При проведении таможенной ревизии контроль проводится от случая к случаю.
3. Основная цель таможенного аудита – выявление и пресечение схем нарушений российского законодательства, а таможенной ревизии – доначисление таможенных платежей в бюджет.
4. Особым отличием таможенного аудита от других форм таможенного контроля является подход к ответственности за нарушение законодательства. В случае выявления в ходе таможенного аудита нарушений действующего законодательства и добровольного устранения негативных последствий таких нарушений административная ответственность не наступает. При этом нарушения обязательно фиксируются в акте по результатам таможенного аудита и проводится точный расчет последствий такого рода нарушений. Данное положение стимулирует участников ВЭД к проведению внутреннего контроля и позволяет устранить выявленные самостоятельно недостатки.
Основу проведения таможенного аудита составляют его методы, представляющие собой совокупность действий, приемов, направленных на определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствия совершаемых ею хозяйственных и финансовых операций требованиям законодательства Российской Федерации. Цель их применения – выявление признаков нарушений законодательства Российской Федерации в таможенном деле с возможным указанием количественной характеристики объекта нарушения таможенных правил (в натуральном и (или) стоимостном выражении) и установлением соответствия выявленных признаков нарушениям таможенного законодательства.
В результате анализа установлено, что достижение цели таможенного аудита невозможно без широкого применения аналитических процедур в процессе его проведения. Они позволяют перейти от оценки существующего положения организации к оценке непрерывности ее деятельности. Эта оценка по формулировке и по методам решения является аналитической проблемой и предполагает расширение использования аналитических процедур.
Исследования показали, что такой подход предполагает интеграцию таможенного аудита с управлением и анализом, что позволяет использовать выводы проверок для обоснования управленческих решений. В конечном счете это дает возможность в значительной мере повысить качество таможенного аудита, направив его на оценку будущего состояния бизнеса и на выявление истинных экономических интересов в деятельности организации. Таможенные органы могут принимать, основываясь на оценке непрерывности деятельности проверяемой организации, следующие решения:
1) предоставлять возможность участнику ВЭД применять специальные упрощенные процедуры;
2) включать участника ВЭД, в перечень лиц, перемещающих товары и документы на них, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме;
3) освобождать организации от обеспечения уплаты таможенных платежей.
Таким образом, таможенный аудит является одним из наиболее востребованных направлений таможенного контроля, так как позволяет применять различные аналитические процедуры, объединять воедино различные формы таможенного контроля, которые позволят эффективно выполнять поставленные задачи перед таможенными органами.
В диссертационном исследовании установлено, что внедрение таможенного аудита позволит:
1) проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД;
2) проводить консультирование по вопросам финансового, налогового и таможенного законодательства;
3) обосновать принятие управленческих решений.
При этом будет обеспечено снижение степени оказываемого на субъекта ВЭД административного воздействия до уровня необходимого и достаточного для обеспечения соблюдения таможенного законодательства при условии, что такое снижение не причинит вреда экономическим интересам и экономической безопасности Российской Федерации.
В третьей главе диссертации разработан комплекс методик посттаможенного контроля, который позволит соблюсти баланс между содействием внешней торговле и обеспечением безопасности государства.
Методика оценки складов временного хранения позволяет таможенным органам классифицировать СВХ на три группы с учетом эффективности использования имеющихся ресурсов.

Первая группа – склады, которые имеют высокий товарооборот, высокую степень финансовой устойчивости, высокий уровень платежеспособности, обеспечены собственными средствами, эффективно используют имеющиеся средства, т.е. имеют высокую степень надежности.
Вторая группа – склады среднего класса. Объем совершаемых операций достаточен для полноценного функционирования, имеют среднюю эффективность использования собственных средств.
Третья группа – склады с повышенным риском, т.е. имеют наименьшую степень надежности.
Методика включает следующие этапы анализа.
1. Определение минимального уровня затрат СВХ, связанных с включением его в Реестр владельцев СВХ:
,
где Сi – затраты i-го вида, ;
n – количество видов затрат СВХ.
Сравнение минимального уровня затрат СВХ с фактическим уровнем доходов и определение показателя классности на 1 этапе:
если Cr > Df , то К1 = 0,
если Cr = Df , то К1 = 0,5,
если Cr < Df , то К1 = 1,
где Df – фактический уровень доходов,
К1 – показатель классности, определяемый на 1 этапе.
2. Оценка финансовых показателей СВХ:
k1, k2,…,k17 .
Каждому показателю присваивается соответствующий вес:
W1,W2,…,W17 .
Вес определяют экспертным методом.
Распределение финансовых показателей по трем классам: j=1,2,3 в зависимости от их значений (j – номер класса).
Балльная оценка ki финансового показателя:
ki:Ri=j*Wi ,
где j – номер класса ki показателя, j=1,2,3.
Wi – вес ki показателя, .
Исчисление суммарного количества баллов для каждого j класса:
;
j=1,2,3.
Определение показателя классности на 2 этапе:
если R=175 – 250, то К2 = 1,
если R=251 – 350, то К2 = 0,5,
если R>350, то К2 = 0,
где К2 – показатель классности, определяемый на 2 этапе.
3. Определение обобщенного показателя классности СВХ:
К = К1 + К2 .
Если К = 2, то СВХ – 1 класса,
если К = 1–1,5, то СВХ – 2 класса,
если К = 0–0,5, то СВХ – 3 класса.
В итоге СВХ относят к одному из трех классов.
Методика позволяет объективно оценить деятельность складов временного хранения, сравнить их между собой, определить вероятность нарушения таможенного законодательства со стороны владельца СВХ. Методика может применяться в различных целях:
1) в деятельности таможенных органов:
- при выборе СВХ, подлежащих акционированию государством,
- при выборе владельцев СВХ, у которых следует отозвать Свидетельство владельца СВХ,
- для обоснования частоты проведения проверок деятельности СВХ;
2) в деятельности владельцев СВХ:
- при планировании деятельности,
- для стимулирования соблюдения законодательства, в первую очередь таможенного и налогового,
- при внедрении в деятельность СВХ стандартов качества;
3) в деятельности участников ВЭД, таможенных брокеров – для определения предпочтений в выборе СВХ.
В результате анализа существующей методики аккредитации участников ВЭД с целью применения специальных упрощенных процедур автор приходит к выводу, что она основана в большей степени на субъективном мнении проверяющих, так как не содержит четких критериев отбора участников ВЭД. Поэтому автор предлагает дополнить существующий порядок принятия решения о применении участником ВЭД упрощенных таможенных процедур следующей методикой.
В отношении организации, претендующей на применение специальных упрощенных таможенных процедур, таможня должна провести анализ деятельности участника ВЭД по показателям, представленным в таблице. Пределы их значений и вес определены на основе экспертных оценок.
Таблица
Показатели деятельности участника ВЭД

Оцениваемый показатель
Пределы значений показателя, Bi
Весовой коэффициент, Wi
1.
Минимальный уставный капитал
0–1
0,08
2.
Учредитель и управленец ‑ одно лицо
0–1
0,08
3.
Отсутствие основных фондов
0–2
0,1
4.
Наличие нарушений таможенных правил
0–2
0,09
5.
Низкая фактурная стоимость
1 кг. декларируемого товара
0–2
0,15
6.
Одновременный ввоз товаров по разным ставкам
0–2
0,08
7.
Льготные товары
0–1
0,07
8.
Товар «профицита»
0–2
0,1
9.
Контрагент, производитель и отправитель зарегистрированы в разных странах
0–2
0,08
10.
Неоптимальный маршрут доставки
0–2
0,08
11.
Степень загрузки транспортного средства
0–2
0,09

1. Оценка деятельности организации по показателям:
B1, B2,…,B11 ,
которые определяют экспертным методом.
Каждому показателю присваивают соответствующий вес:
W1,W2,…,W11 .
2. Исчисление сводного показателя:
.
Если R<0,45, то минимальный уровень,
если R=0,45–1,12, то повышенный уровень,
если R= 1,13–1,77, то недопустимый уровень.
Минимальный уровень означает, что коэффициент нарушения таможенного законодательства со стороны участника ВЭД минимален, соответственно в данном случае возможно применение специальных упрощенных таможенных процедур.
Повышенный уровень означает, что коэффициент нарушения таможенного законодательства со стороны организации достаточно высок, соответственно в отношении данной организации применение специальных упрощенных таможенных процедур нежелательно.
Недопустимый уровень – применение специальных упрощенных таможенных процедур невозможно.
Таким образом, после проведения анализа деятельности участника ВЭД в соответствии с методикой, указанной выше, таможенный орган может сделать объективный вывод о возможности участником ВЭД в будущем соблюдать условия применения запрашиваемых специальных упрощенных процедур. Эффект от применения упрощенных таможенных процедур заключается в сокращении времени на проведение таможенного оформления.
Исследования выявили, что недостаток объективности характерен и для порядка определения перечня лиц, перемещающих товары и документы на них, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме. Причина заключается в громоздкости процедуры определения перечня лиц, участии значительного количества структурных подразделений. Поэтому автор предлагает новую методику оценки, которая основывается на классности субъекта ВЭД и проводится по показателям кредитоспособности (коэффициенты покрытия (Кп); быстрой ликвидности (Кл); абсолютной ликвидности (Кап); покрытия денежным потоком (Код); автономии (Ка); контрибуционной маржи (Мк); эффективности самофинансирования (Ксф); рентабельность основной деятельности (Рос); фондоотдача (Ф)) и уровня менеджмента (коэффициенты долгосрочного привлечения заемных средств (Кд.ср.); рентабельность основного капитала (Рн) и акционерного капитала (Рек); доход от основной деятельности (Кдо); доля материальных средств в активах (Ко.ср); оборачиваемость средств в расчетах активов (Оро), производственных активов (Озо), основного капитала (ООК)).
Методика включает следующие расчеты:
1. Оценка финансовых показателей участника ВЭД:
k1, k2,…,k17 .
Каждому показателю присваивается соответствующий вес:
W1,W2,…,W17 .
Вес определяют экспертным методом.
2. Распределение финансовых показателей по семи классам: j=1,2,3,4,5,6,7 в зависимости от их значений (j – номер класса).
3. Балльная оценка ki финансового показателя:
ki:Ri=j*Wi , где j – номер класса ki показателя,
j=1,2,3,4,5,6,7,
Wi – вес ki показателя, .
4. Исчисление суммарного количества баллов для каждого j класса:
;
j=1,2,3,4,5,6,7.
5. Определение показателя классности:
если R=175 – 270, то участник ВЭД относится к 1 классу,
если R=271 – 325, то участник ВЭД относится ко 2 классу,
если R=326 – 280, то участник ВЭД относится к 3 классу,
если R=381 – 435, то участник ВЭД относится к 4 классу,
если R=436 – 490, то участник ВЭД относится к 5 классу,
если R=491 – 645, то участник ВЭД относится к 6 классу,
если R>645, то участник ВЭД относится к 7 классу.
Субъекты ВЭД I–III классов могут рассчитывать на включение в перечень лиц, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме. Потому что они имеют доступ к альтернативному финансированию практически при любых экономических условиях, их денежный поток стабилен даже с учетом покрытия обязательства и процентов. Эти субъекты ВЭД эффективно используют свои ресурсы и имеют надежные и устойчивые рынки сбыта. В отношении данных участников ВЭД можно по результатам анализа сделать объективный вывод, что они выполнят взятые на себя обязательства перед таможенными органами. Эффект от формирования таких перечней заключается в сокращении времени проведения таможенных процедур.
Методика позволяет:
1) таможенным органам сделать объективный вывод о возможности включения участника ВЭД в перечень лиц, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме;
2) упростить порядок формирования перечня лиц, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме.

3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В результате проведенного исследования решена задача развития научно-методических основ посттаможенного контроля.
2. Обоснован понятийный аппарат посттаможенного контроля, включающий понятие «таможенный аудит». Принципиальные отличия заключаются в том, что таможенный аудит направлен не на контроль за перемещением товаров, а на контроль за деятельностью организаций, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу, при этом деятельность организаций рассматривается в динамике и оценивается перспектива функционирования в будущем.
3. На базе новых принципов организации и зарубежного опыта разработан механизм посттаможенного контроля, включающий методики оценки деятельности складов временного хранения и оценки участников ВЭД, отличающийся усовершенствованным порядком организации и проведения проверки таможенными органами хозяйствующих субъектов после выпуска товаров; взаимодействием таможенных органов с другими контролирующими органами, таможенными службами иностранных государств и участниками ВЭД; созданием с контролирующими государственными органами совместной базы данных о результатах проверок.
4. Разработана методика оценки деятельности складов временного хранения, которая позволяет объективно оценить деятельность СВХ на основе анализа эффективности использования имеющихся ресурсов, сравнить их между собой, осуществлять выбор СВХ, подлежащих акционированию государством, определять СВХ, имеющие высокую вероятность нарушения законодательства, стимулировать владельцев СВХ к соблюдению таможенного и налогового законодательства.
5. Разработана методика оценки участников ВЭД, позволяющая делать научно обоснованные выводы о возможности установления для участника ВЭД запрашиваемых специальных упрощенных таможенных процедур, отличающаяся анализом деятельности участника ВЭД в соответствии с установленными критериями оценки.
6. Разработана методика определения перечня участников ВЭД, в отношении которых проверка при таможенном оформлении проводится не в полном объеме, позволяющая делать аргументированные выводы о возможности включения участника ВЭД в указанный перечень, отличающаяся учетом классности субъекта ВЭД по показателям финансовой деятельности.
7. Результаты диссертационного исследования могут быть положены в основу дальнейших исследований по совершенствованию таможенного контроля, а также программ подготовки и повышения квалификации должностных лиц отделов, осуществляющих посттаможенный контроль.

4. СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Берзан А.А. Пути совершенствования финансового контроля участников ВЭД: внедрение системы управления риском // Основные аспекты развития таможенного дела на современном этапе: Сборник материалов научно-практической конференции слушателей / Коллектив авторов. – М.: РИО РТА, 2003. – 0,5 п.л.
2. Берзан А.А. Роль и место таможенного аудита в таможенном деле // Таможня – 2004: сквозь призму экономики и права: Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и слушателей / Коллектив авторов. – М.: РИО РТА, 2004. – 0,5 п.л.
3. Берзан А.А. Таможенный аудит в системе государственного контроля // Вестник транспорта. 2006. № 6. – 0,3 п.л.
4. Берзан А.А. Методика оценки деятельности складов временного хранения // Транспортное дело России. Специальный выпуск. 2006. №8. – 0,7 п.л.

Оставить комментарий

Расчет стоимости оформления

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00